Выбор экспозиции при макросъемке, когда применяется фотовспышка, имеет свои особенности. Если свет от вспышки фронтальный, то природа снимаемого объекта мало влияет на величину экспозиции.
И дело здесь в том, что ведущие числа и данные флешметра аналогичны результатам замеров экспозиции по падающему или отраженному свету от объекта по серой карте.
На практике часто при макросъемке необходимо выявить фактуру поверхностей объекта, что по своему определению предполагает наличие боковой подсветки при слабом или вовсе отсутствующем фронтальном освещении.
В таких случаях экспозиция при макросъемке должна подбираться особенно тщательно. Боковой свет от фотовспышки дает резкие тени. Чтобы проработать детали в тенях при угле установки вспышки в 45 градусов относительно оптической оси объектива фотографу придется увеличить экспозицию на одну ступень. При таком подходе есть риск потерять детали в светах.
Если свет скользящий (под углом 90 градусов к оптической оси объектива), то увеличить экспозицию придется как минимум на две ступени, даже если при этом будет наблюдаться потеря деталей в светах.
Используя описанные подходы в своей практике фотографу приходится выбирать между деталями в тенях и проработкой ярких светов или просто обходиться увеличением экспозиции, так как участки со светлыми светами малозначительны и могут быть переданы чисто белым светом.
В первом варианте экспозиция при макросъемке может быть определена на основании ведущего числа фотовспышки, причем, чтобы получить заполняющий свет, фотографу необходимо применить отражатель или установить рассеиватель на вторую вспышку, который дает ослабление светового потока от шести до десяти раз.
Во втором случае приемлемые результаты получаются на основе расчета ведущего числа использованных фотовспышек.