Съемка портрета со вспышкой для начинающих фотографов кажется наиболее лучшим решением при условии пониженного освещения. Так ли это на самом деле и что еще необходимо знать при использовании вспышки для съемки портрета? Постараемся разобраться в этом вопросе более подробно в этой статье.
Особенности съемки портрета со вспышкой
Сегодня практически на всех моделях фотоаппаратов производители устанавливают встроенные вспышки. Это очень удобно, так как у фотографа отпадает необходимость таскать с собой внешнюю вспышку и, кроме того, встроенная вспышка всегда при фотокамере.
Однако есть ряд недостатков встроенной вспышки:
- очень сильный световой поток от вспышки уничтожает все светотеневые переходы и лишает снимок художественности;
- расположение вспышки рядом с оптической осью объектива часто дает эффект красных глаз;
- сложно направить поток света от встроенной вспышки в сторону при необходимости;
- малая мощность вспышки ограничивает ее область применения.
Это конечно далеко не полный перечень недостатков, но наряду с ним есть и достоинства, о которых я упомянул выше. В таком случае можно ли использовать вспышки при съемке портрета?
В фотографии портрет при верном понимании задач этого жанра является, прежде всего, художественной картиной, на которой правдиво и выразительно изображается человек, в которой наряду с передачей облика выражается его характер, приводится социальная и общественная характеристика.
Снимок 1. Съемка портрета со вспышкой при контровом свете позволяет подсветить тени на лице
Отсюда следует, что при правильном использовании всех средств фотографии возможно решение подобных сложных задач и получение законченной выразительной фотографии.
Исходя из особенностей работы вспышки, появляются ограничения их применения в портретной съемке, но не полное исключение, так как портрет как жанр фотографии, крайне неоднороден и включает в себя большой раздел – репортажный портрет.
Съемка репортажного портрета со вспышкой
Данная разновидность портрета имеет свои особенности и особо ценится за остроту видения, типичность выбранного материала, за умение запечатлеть момент события, раскрывающий суть снимка.
Во всяком репортажном портрете требуется художественная выразительность и эстетическая ценность изображения. Все это должно увязываться с правдивостью передачи и документальности картины.
Съемка репортажного портрета со вспышкой значительно облегчает работу фотографа и позволяет делать снимки с очень короткими выдержками, что очень важно при съемке движения.
Снимок 2. При задне-боковом освещении солнцем чтобы убрать глубокие тени на лице фотограф применил вспышку
Очень хорошие результаты дает съемка портрета со вспышкой на натуре. Насколько бы мощной не была вспышка, ее яркость в любом случае меньше яркости солнца. Поэтому у фотографа появляется возможность строить портретное освещение, используя в качестве основы солнечный свет и дополнительную подсветку теней вспышкой.
Учитывая мощность вспышки можно использовать боковое, задне-боковое или контровое солнечное освещение, контурный или активный светотеневой рисунок в портрете.