Трудности установки экспозиции при слабом освещении

trudnosti ustanovki ekspozicii pri slabom osveshhenii Экспонометрия

Определившись с тем, как будет выглядеть на снимке выбранный слабо освещенный сюжет, фотограф приступает к установке экспозиции. Делать напрямую замеры отраженного от объекта света в большинстве случаев просто бесполезно.

Большинство экспонометров имеют чувствительность, которая недостаточна для получения показаний в условиях слабого освещения. В таких случаях рекомендуется найти в кадре участок, от которого отражается свет, достаточный для того, чтобы можно было снять показания.

В качестве такого участка может быть участок кожи, влажная поверхность асфальта, освещенная фонарем или даже сам фонарь. Если нет ни чего подходящего, то можно сделать установку экспозиции проведя замеры интенсивности отраженного света от специально помещенного в кадр объекта.

В качестве такого объекта следует использовать белую карту (оборотная сторона серой карты) или обычный лист бумаги. При этом есть один нюанс, замер нужно делать только от этого участка, если есть необходимость, то можно перенести белую карту в наиболее освещенную часть кадра.

010 1

Рисунок 1. При съемке ночью экспонометрический замер делается от ярких светов, которые на пленке будут соответствовать шестой ступени зонной шкалы. К полученным данным экспонометра следует добавить четыре ступени, чтобы перевести света на девятую ступень. Точно также можно скорректировать показания экспонометра по белой или серой карте, выбрав экспозицию на одну ступень больше идеальной.

Фотографу в этом случае просто необходим отдельный экспонометр. Исключением могут стать случаи съемки освещенных объектов, удаленных от точки съемки. При съемке таких объектов установка экспозиции производится на основании показаний встроенного в фотокамеру экспонометра, замеряющего интенсивность света, проходящего сквозь объектив.

Полученные результаты замеров экспонометром – это только еще отправная черта для последующей правильной установки экспозиции. В первую очередь фотографу нужно решить в какой тональности будет передан на снимке участок, с которого производился замер.

При этом не следует ожидать, что тональность объекта будет полностью соответствовать тональности при дневном освещении. Подходить к оценке тональностей объекта следует крайне внимательно, наверняка ее придется отнести к пятой зоне шкалы тональностей.

Если снимаемый объект освещен лампой, то его тональности могут быть близки к тональностям при дневном свете. Для того, чтобы передать соответствующую тональность в пятой зоне шкалы фотографу придется установить экспозицию на одну ступень ниже показаний экспонометра, так как они будут соответствовать шестой зоне шкалы тональностей.

011 1

Снимок 1. Музыкант в метро. Съемка проводилась с выдержкой 1/15 с. Изображение музыканта смазано, однако, возможно именно таким видит музыканта вечно спешащий пассажир.

Если применяется белая карта, то фотографу нужно определиться с тем, как будет передаваться такая тональность в данном участке кадра. Очевидно, что ее нельзя передавать абсолютно белой, на подобии самых ярких источников света. Гораздо целесообразнее передать ее в восьмой зоне.

Для этого необходимо установить экспозицию выше на две ступени относительно данных экспонометра, которые по-прежнему соответствуют шестой зоне. Подобным образом необходимо действовать, когда замер возможно сделать только от лампы или иного источника света.

Таким образом, при наличии некоторого опыта, руководствуясь изложенными методами, установить экспозицию при съемке в условиях слабого освещения становится вполне реальным. Практически всегда возможно найти подходящий для проведения замеров участок в кадре. Однако сложно даже предположить как будут переданы на снимке остальные тона.

Чтобы иметь возможность выбора следует сделать несколько снимков на половину и одну ступень в разные стороны от исходной позиции.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий