Съемка архитектуры ставит перед фотографом ряд самых разнообразных задач, которые необходимо быстро решить. К примеру, может возникнуть необходимость в простой фиксации того или иного сооружения. Этот снимок может понадобиться в качестве документа, наглядно воспроизводящего дом, фасад здания, церковный собор и т. п.
Основные задачи съемки архитектурных сооружений
Эти задачи как раз и определяют работу фотографа: в нашем примере требуется на снимке воспроизвести изображение максимально точно. В соответствии с этим на снимке необходимо тщательно проработать все особенности архитектуры здания:
- формы и объемы;
- контуры и детали;
- цвета и фактуры;
- материалы, из которых построено здание.
Поэтому поставленная задача определяет также и характер композиционно-изобразительного творчества фотографа. Часто такие снимки выстраиваются по принципу центральной композиции: главный объект съемки располагается строго по центру кадра и все внимание зрителя сразу сосредотачивается именно на нем.
Снимок 1. Типичный пример съемки симметричного архитектурного сооружения с центральной точки
Подобные центральные композиции довольно широко распространены в съемке архитектуры и сам объект съемки вместе с композиционным решением сооружения подсказывают фотографу решение этой задачи.
Зачастую рамки кадра ограничивают только то пространство, которое необходимо для размещения самого сооружения на плоскости снимка. В большинстве случаев именно оно занимает всю площадь кадра, а второстепенные детали просто исключаются, чтобы не отвлекать внимание зрителя.
Точка съемки архитектурных сооружений
Точка установки фотокамеры при такой съемке выбирается таким образом, чтобы исключить верхние или нижние ракурсы. Лучше всего использовать длиннофокусную оптику и значительное удаление от снимаемого архитектурного объекта. Это позволяет избежать линейных искажений, при которых параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, которая, как правило, расположена вверху.
Чтобы исключить завалы вертикальных линий можно воспользоваться специальными шифт-объективами, которые позволяют компенсировать их за счет смещения оптической оси объектива относительно сенсора фотокамеры.
Снимок 2. Шифт-объектив применяется для съемки архитектуры
Но что делать, если у фотографа нет специального объектива? На самом деле можно корректировать снимки после съемки в специальной программе, например, в LightRoom. Однако чтобы облегчить себе работу впоследствии, следует учитывать высоту установки фотокамеры и расстояние до объекта.
Также следует учитывать направление съемки и смещение точки съемки от центральной оси в ту или иную сторону. На этом моменте заострим ваше внимание подробнее. Некоторые здания имеют очень характерную особенность – фасад бывает рассчитан на его осмотр с центральной точки, а некоторые задания строятся по законам полной симметрии.
В нашем примере нужна точная протокольная съемка, поэтому любое отклонение от центральной точки приведет к частичной потере некоторых элементов архитектурного решения здания.
Есть довольно много зданий и сооружений, в которых нет четкой и строгой симметрии и центральная точка зрения вовсе не обязательна. При съемке архитектуры таких зданий фотограф волен свободно выбирать наиболее подходящую точку съемки.