Обычно для определения экспозиции не существенно работает фотограф с черно-белой или цветной пленкой. Однако цвет в экспозиции может повести себя не так как ожидает фотограф, если возникает необходимость отклониться от нормы в силу ряда причин.
Черно-белая пленка дает возможность сдвигать тональности на усмотрение фотографа произвольным образом. С цветной пленкой такой фокус не проходит. При попытке таких сдвигов возникают искажения цвета, которые очень сильно бросаются в глаза и приводят к порче снимка.
Проводя съемку на черно-белую пленку, фотограф может за счет деталей в светах подчеркнуть и сохранить детали в тенях. Цветная пленка так сделать не позволит. Света имея легкий пастельный оттенок, могут при малейшей передержке превратиться в чисто белый свет без малейших деталей.
Тем не менее, даже если будут утеряны некоторые детали, с чем еще как-то можно примириться, то потерять цвета категорично нельзя. Если фотограф сознательно допускает недодержку для более четкой проработки деталей и идет на усиление темноты теней, то в итоге, высока вероятность того, что будет обнаруживаться на тенях оттенок фиолетового или зеленого оттенка.
Снимок 1. При попытке проработать тени на снимке появляется фиолетовый оттенок цвета.
Существенные изменения экспозиции с целью придания художественного вида объекту, доступные при съемке на черно-белую пленку, на цветной пленке приводят к искажениям цвета.
В ряде случаев эти искажения допустимы и даже их можно приветствовать, но серьезный минус состоит в том, что невозможно угадать их характер, не имея богатого опыта работы.
Можно отметить, что цвет в экспозиции:
- при передержке у изображения света становятся блеклыми, цвет теряет сочность и может привести к нарушениям баланса цвета;
- при недодержке изображение становится темным, цвета становятся плохо различимыми, искажается цветовая гамма и тональности, появляются темные тени, лишенные деталей.