Динамика в кадре способна придать пейзажному снимку совершенно иной вид. Располагая предметы по линиям деления кадра, еще не означает получение удачной композиции снимка. И дело здесь в том, что необходимо правильно выбрать эту линию, чтобы снимок стал «живым».
К примеру, одиноко стоящее дерево на правой стороне кадра может прекрасно вписываться в композицию, а расположенное в левой стороне кадра совершенно в нее не вписываться. Это означает, что фотограф нарушает важное правило:
Понятно, что реально дерево двигаться ни куда не может, но довольно часто его форма создаю иллюзию движения. Такое впечатление может создавать наклон ствола или ветвей под действием порыва ветра.
Снимок 1. Ярко выраженная динамика в кадре.
Многие неподвижные предметы способны обладать внутренней динамикой, например, дом с покосившейся крышей, церковь, которая имеет покосившуюся в сторону колокольню, забор, который накренился в сторону и т. п.
И конечно же, на фоне снимаемого пейзажа могут оказаться объекты, которые реально двигаются в момент съемки:
- автомобили;
- стаи птиц;
- люди.
Необходимо четко представлять себе в какую часть кадра помещать движущиеся объекты, а этого нельзя правильно сделать, если не определить их направление движения.
Динамика в кадре и направление движения
Если объект движется слева на право, то его следует помещать в левой части кадра наоборот. Главное помните, чтобы впереди движущегося объекта было место (не менее 2/3 кадра) для дальнейшего развития движения. Зритель сам додумает его траекторию.
В противном случае возникнет впечатление, что объект вот-вот уйдет за пределы кадра и будет уводить за собой взгляд зрителя, а этого допускать ни как нельзя.
Снимок 2. Наклон ствола дерева придает пейзажному снимку динамику.
При съемках может возникнуть ситуация, когда нужно привлечь внимание к небольшому объекту, расположенному в одной из точек пересечения линий кадра. В этом случае можно ввести в кадр какой-то предмет, который будет направлять взгляд зрителя к этому объекту.
Например, если в точке пересечения расположена церковь, то в кадре обязательно должна быть дорожка, которая ведет к входу, которая к тому же она придаст снимку динамичность.
Динамика в кадре и особенности просмотра снимка
Следует учитывать еще одну особенность нашего восприятия, создавая динамику в кадре, которая заключается в следующем. Когда мы читаем, то делаем это слева на право. Поэтому снимок мы непроизвольно рассматриваем точно в такой же последовательности.
Именно поэтому рекомендуется располагать смысловой центр кадра в правой его части, чтобы взгляд зрителя и главный объект съемки в этом случае двигались бы навстречу друг другу.
Снимок 3. Взгляд зрителя и главный объект «движутся» навстречу друг другу.
Попробуйте на практике отработать данную технологию создания динамики в кадре и сравните полученные результаты со своими предыдущими работами. Я уверен, вы увидите очень существенную разницу!