Линейная перспектива в пейзаже довольно широко используется фотографами в своих работах. Начинающие фотографы испытывают определенные трудности в применении композиционных средств. Рассмотрим на примерах применение линейной перспективы в пейзаже.
Снимок представляет из себя изображение, представленное на плоскости. Чтобы сделать его более привлекательным для зрителя нужно каким-то образом передать глубину пространства.
Для этих целей можно использовать возможности фотографии и фототехники. Одна из возможностей – использование закона перспективы.
Перспектива в пейзаже
Основываясь на собственном жизненном опыте, мы знаем, что параллельные линии, уходящие вдаль стремятся сойтись в одной точке. Используя этот эффект можно добиться линейной перспективы в пейзаже.
В чем это проявляется? Предположим, что все основные линии в кадре расположены горизонтально или параллельно его рамкам, при этом становится невозможным применить законы линейной перспективы для выявления глубины пространства снимка. В этом случае эффект глубины на снимке будет отсутствовать.
Но если изменить точку съемки таким образом, чтобы основные линии шли от переднего плана в глубину, то непременно обозначится точка схода этих линий в глубине снимка.
На таком снимке будет представлена хорошо известная людям закономерность, связанная с восприятием пространства, которая позволяет оценить снимок как пространственный.
Снимок 1. Вечерние огни
Обратите внимание на тона снимка. На переднем плане они сочные и контрастные, а по мере ухода в глубину становятся более мягкими. Линии на переднем плане четкие, а в отдалении постепенно расплываются. Это особенность действия воздушной перспективы, которая также помогает передать пространство на снимке.
Объясняется это явление тем, что воздушная среда не является прозрачной абсолютно. Влага, частички пыли, смога и прочие взвешенные в воздухе вещества рассеивают лучи света, и удаленные объекты из-за этого кажутся в дымке.
Воздушная дымка в пейзаже
Воздушная дымка отчетливо видна на снимке ниже. Освещение также способствует этому. Контровой свет, преломляясь на взвешенных в воздухе частичках, рассеивается и высветляет воздушную среду.
Снимок 2. Утро
В то же время при контровом свете объекты обращены к фотокамере неосвещенной стороной и светлая дымка особенно хорошо проявляется на их фоне. На представленном снимке дымка лучше всего видна на фоне темной стены дома и плохо различима на фоне светлых пятен света.
Таим образом, линейная перспектива в пейзаже позволяет передать эффект глубины пространства на снимке, а в сочетании с эффектом воздушной дымки результат может быть значительно улучшен.