Симметрия является частным видом равновесия в композиции. Гораздо чаще в изобразительных искусствах, в том числе и фотографии, распространена другая форма уравновешивания композиции, при которой главный объект расположен не в центре, а несколько смещен к одному из краев картины или снимка.
Пример такой композиции вы можете видеть на изображении ниже. Главный объект – скамейка смещен вправо. Уравновешивающий объект – парусник и острова вдали. Кроме того, дерево и его ветви являются естественным обрамлением снимка, что делает его более выигрышным.
Приемы уравновешивания объектов на снимке
Несколько иная схема применена на изображении ниже. Здесь главный объект – женщина в светлой одежде с ребенком уравновешивается с помощью двух приемов – темного фона слева и иконой на столе.
Данный прием очень распространен при съемке портретов. Фотографы стараются не размещать человека в центре кадра. Располагая его ближе к одному из краев, они имеют все шансы получить дисбаланс композиции. Чтобы достичь необходимого равновесия вводится в свободное поле какой-либо предмет из домашней обстановки. В нашем случае таким предметом стала икона и темный тон стены.
Если при симметричном построении композиции кадра мы можем мысленно провести ось, проходящую через середину кадра, то при композиции, когда главный объект смещен к краю, эта ось, разделяющая кадр на две части, равноценных по нагрузке, пройдет ближе к тому объекту, который более крупный в кадре.
Главный объект в многоплановой композиции
Очень часто фотографу приходится снимать объекты, находящиеся на разных планах, когда требуется не только снять объект, но и создать при этом глубину пространства. В этом случае фотограф также может применить описанную выше форму композиции. Главный объект показывается крупно, смещаясь к одной из сторон кадра, а другая сторона снимка показывает даль.
В качестве примера для иллюстрации данной мысли можно рассмотреть следующий снимок ниже. На первом плане главный объект – женщина в красном. Справа за ней мешки с собранным урожаем, а левее, на открытом пространстве, ровные ряды выкопанных клубней образуют визуальные светлые линии уводящие взгляд зрителя вглубь фотографии к заднему плану и одновременно за счет тона создающие баланс композиции.
Прем выделения главного объекта на снимке
Может быть и другой случай построения композиции кадра. Передний план снимка заполняется какой-нибудь второстепенной деталью, например, частью здания, ветвями деревьев и т. п., а главный объект, как зрительный и смысловой центр, располагается вдали.
Добиваясь уравновешивания композиции кадра, фотограф должен учитывать тональные соотношения в окраске объектов снимка. Тональные пятна различной степени окраски создают у зрителя впечатления большей или меньшей тяжести, веса. Можно провести простой эксперимент.
Возьмем, к примеру, три прямоугольника и покрасим их одним цветом, но различной силы. В итоге мы увидим, что прямоугольник, имеющий более темный тон будет казаться более тяжелым, а самый светлый – более легким. Точно такое же соотношение приобретают светлые и темные пятна в композиции кадра на снимке.
P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!