Для получения качественных и запоминающихся пейзажных снимков фотографу необходимо помнить, что на это так же оказывает влияние глубина кадра и масштаб изображения.
Многие новички совершают типичную ошибку при фотосъемке пейзажа, которая заключается в том, что фотографируя, скажем, мягкие очертания гор или холмов с высокого места они забывают про передний план, считая, что он в данном случае не нужен.
Реальный пейзаж может выглядеть очень даже привлекательно, а вот его фотоснимки получаются плоскими и безжизненными. Почему так происходит? Все дело в перспективе.
Снимок 1. Наличие водной глади на переднем плане не позволяет в полной мере ощутить всю глубину кадра. Снимок воспринимается несколько плоским.
Если между фотокамерой и сюжетом оказывается слишком большое расстояние, то на снимке отсутствуют элементы, отвечающие за передачу глубины кадра. Именно поэтому перспектива сужается, и снимаемая сцена на снимке становится двумерной. Чтобы не попадать в такую ситуацию фотограф должен развивать у себя чувство масштаба.
Особенности восприятия окружающего мира и глубина кадра
В нашей повседневной жизни сознание людей воспринимает определенным образом особенности расстояния до объектов. Мы четко осознаем, что например, люди на улице при взгляде с пятого этажа по высоте не равны одному сантиметру, и дома напротив тоже не такие маленькие.
Поскольку мы это знаем, то наш мозг автоматически переводит все размеры в нужный масштаб, несмотря на то, что глаза видят иначе. При фотографировании необходимо учитывать эти особенности. Нужно передать на снимке оптическую перспективу, чтобы зритель воспринимал глубину кадра. Как же этого достичь?
Если фотограф будет просто фотографировать дом, удаленный от него на какое-то расстояние, то он получится маленьким в пространстве снимка, но для создания глубины кадра этого будет недостаточно.
Полученное изображение дома в равной степени будет соответствовать дому обычных размеров, находящемуся на значительном расстоянии от точки съемки, и игрушечному домику, который расположен близко к фотокамере.
Снимок 2. Введение на передний план отельных деревьев позволяет зрителю получить представление о пространстве кадра.
Чтобы зритель смог понять задумку фотографа нужен передний план. Если будем фотографировать тот же самый дом и введем на передний план, скажем, дерево, которое находится в непосредственной близости от фотокамеры, то на снимке сразу же появится ощущение масштаба и глубина кадра.
Глаз зрителя будет проводить сравнение высоты стоящего рядом дерева и дома, находящегося на расстоянии, и у него будет возможность приблизительной оценки расстояния между ними.
При таком подходе снимок приобретает трехмерность. В качестве объектов на переднем плане можно использовать камни, ворота, животные, люди и т. п.