Как правильно выбрать диафрагму при съемке пейзажа? Этот вопрос часто становится неразрешимой проблемой для начинающих фотографов. Запутаться в настройках диафрагмы и выдержки очень просто и это сильно осложняет жизнь фотолюбителя. Неужели так сложно разобраться с настройками?
Как устроена диафрагма, я уже рассказывал, поэтому глубоко вдаваться в технические подробности не буду. Основное назначение диафрагмы – регулировать количество света, который проходит к матрице фотокамеры.
Диафрагма и диафрагменные числа
Величина, на которую открыта диафрагма, обозначается рядом чисел, которые одинаковы для всех объективов фотокамер. Данные числа образуются в результате деления диаметра отверстия диафрагмы на значение фокусного расстояния объектива и носят названия относительных отверстий.
Возьмем исходный объектив, имеющий фокусное расстояние 50 мм и диаметр отверстия диафрагмы 50 мм. Результат от деления этих чисел — относительное отверстие 1:1.
Если уменьшим в два раза диаметр отверстия диафрагмы, то получим относительное отверстие, определяемое соотношением 1:2 (отверстие диаметром 25 мм поделим на фокусное расстояние 50 мм). Продолжая уменьшать диаметры отверстий диафрагмы, получим ряд значений 1:4, 1:8, 1:16 и т. д. Эти значения называются относительными отверстиями.
Оказывается этого мало для эффективного регулирования экспозиции. Все дело в том, что если изменить диаметр круга в два раза, то его площадь изменяется в четыре. Соответственно, переход от диаметра одного относительного отверстия к диаметру другого означает деление или умножение предыдущего значения экспозиции на четыре, что составляет очень большую величину для ее регулирования.
Поэтому были введены промежуточные значения относительных отверстий. На объективе же наносят диафрагменные числа, которые обратны величинам относительных отверстий. И таким образом, шкала диафрагменных чисел приобретает вид: 1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11 и т. д.
Теперь становится более понятно, как правильно выбрать диафрагму объектива при съемке: чем меньше значение диафрагменного числа, тем больше открывается диафрагма и наоборот. Также очевидно, что выбор соседнего значения шкалы изменяет в 2 раза то количество света, которое проходит сквозь диафрагму.
Диафрагма и выдержка
Теперь подошла очередь связать воедино диафрагму и выдержку. Открытие диафрагмы на одно деление по шкале (увеличение экспозиции в два раза) можно скомпенсировать путем уменьшения выдержки на одно деление по шкале. И в обратном порядке — закрытие диафрагмы на одно деление по шкале равносильно увеличению выдержки на одно деление по шкале.
Рассмотрим эти утверждения на примере для лучшего понимания. Экспозиция, сделанная на выдержке 1/125 с. и диафрагме 8 позволяет попасть на сенсор точно такое же количества света, как на выдержке 1/60 с. и диафрагме 11 или 1/30 с. и 16 соответственно.
Посмотрев внимательно на шкалу, можно выявить интересную закономерность, которая заключается в том, что один и тот же параметр экспозиции вполне возможно получить, путем установки выдержки 1/250 с. при значении диафрагмы 5,6, 1/500 с. при значении диафрагмы 4 или 1/1000 с. при значении диафрагмы 2,8.
Соответственно, можно выставлять разные значения диафрагмы в противовес заданной выдержке. Можно поступить и по-другому — варьировать оба эти параметра, чтобы подобрать лучшее их сочетание для каждого конкретного случая.
При падении уровня освещения нужно подобрать такое значение диафрагмы, чтобы оно в то же время соответствовало бы выдержке, позволяющей делать фотографии с рук при отсутствии штатива или какой-то иной опоры для фотокамеры. С увеличением уровня освещенности нужно изменять экспозицию в сторону уменьшения, подобрав меньшие значения диафрагмы и выдержки.
Но роль диафрагмы этим не ограничивается. Она еще влияет на фокусировку. Об этом поговорим в следующий раз.