В практике любого фотографа рано или поздно попадаются неудачные объекты, которые приходится снимать, прибегая к не стандартным подходам, либо искать компромисс в передаче тональностей на снимке.
Современные фотокамеры снабжаются экспонометрами, которые работают через объектив. Это так называемая система TTL. Такие фотокамеры идеально приспособлены для съемки с ходу и пользуются большой популярностью у фотографов (начинающих и продвинутых).
Такой экспонометр стандартные сюжеты интегрирует к среднему серому тону, что позволяет фотографу особо не задумываться о выборе экспозиции, так как можно смело следовать его показаниям.
Однако не все так просто на практике. Очень часто фотографа поджидают неудачные объекты, снимая которые встроенный экспонометр дает неправильные результаты и в итоге экспозиция получается ошибочной.
Снимок 1. Типичный неудачный объект. Прямой эамер экспозиции по яркости даст недодержку. Фотографу следует ориентироваться на показания экспонометра по серой карте.
Наиболее часто ошибка в экспозиции при съемке неудачного объекта возникает по причине попадания в кадр большого участка светлого тона, например неба с белыми облаками при съемке пейзажа.
В этом случае, если фотограф будет следовать данным экспонометра, то земля на снимке окажется сильно недодержанной. Эта величина недодержки может составить две и более ступени, и на снимке мы увидим прекрасные облака, а остальной пейзаж окажется совершенно темным.
В некоторых случаях такой снимок может быть эффектным. Облака белого цвета на голубом фоне неба будут выглядеть еще более эффектно, если съемку производить с недодержкой в одну ступень. Следует усвоить, что небо белого или серого цвета практически всегда дает ошибку в экспозиции.
Чтобы от нее избавиться, можно использовать следующий трюк. Во время замера экспозиции следует объектив фотокамеры направлять вниз, если экспонометр работает через объектив. Этим мы устраним из кадра участок неба при определении экспозиции.
Чистое голубое небо меньше сказывается на данных экспонометра, так как его тональность близка к среднему серому тону. Для сохранения насыщенного синего тона неба следует делать небольшую недодержку при съемке.
Таким образом, проводя съемку, следует в первую очередь определить, присутствуют ли в кадре неудачные объекты. Если таковые есть, то следует вносить корректировки в показания экспонометра.
Например, если небо занимает больше четверти кадра, то следует увеличить экспозицию, которую показывает экспонометр на одну ступень. Если площадь неба еще больше, то соответственно может потребоваться увеличение экспозиции на две и более ступени.
Аналогичные проблемы с замерами экспозиции могут возникнуть при различных фонах объекта. Например, небо может быть фоном портрета, архитектурного сооружения или вывески. Если фотограф заранее предвидит возможную ситуацию, то целесообразнее всего еще до съемки выставить на фотокамере нужные параметры экспозиции.
Снимок 2. Данные экспонометра для одного и того же объекта на разном фоне существенно отличаются. Скорректированная экспозиция (а, б) и экспозиция полученная для замещающего объекта (в), должны быть одинаковыми.
Например, если для съемки стандартного объекта требуется выдержка 1/125 с и диафрагма 8, то такая же экспозиция потребуется для съемки вывески на фоне неба, несмотря на показания встроенного экспонометра.