Наша окружающая действительность состоит из огромного количества различных объектов самых разнообразных видов и форм, оттенков и цветов. Все это оказывает определенную роль на общую композицию кадра. В этой статье мы разберем следующий вопрос, какова роль цвета в композиции пейзажа?
Начнем по порядку. От того, в какой цвет окрашены предметы, они могут либо гармонировать между собой, либо контрастировать. Чтобы сложилось понимание этого значения, посмотрите на рисунок цветового кольца ниже.
В этом цветовом кольце три основных цвета – красный, синий и зеленый расположены по кольцу в виде сегментов. Напротив каждого из них находится его дополнительный цвет, который получается в результате смешивания двух других основных цветов.
Очень часто люди путают понятие смешивание цветов и красок. В этой статье мы ведем разговор о свете, а не о пигментах. Соответственно цветовые модели будут разные. При смешивании трех основных пигментов получается черный цвет, а при смешивании трех основных цветов спектра будет белый цвет.
У каждого основного цвета существуют дополнительные цвета. Так у красного дополнительным будет сине-зеленый (голубой), у синего – пурпурно-красный.
Контрастирующие и дополняющие цвета в композиции
Каждый из цветов на кольце контрастирует с цветом, расположенным напротив него, и в меньшей степени с цветами, соседствующими с дополнительными. Цвета, находящиеся рядом являются гармоничными друг другу.
Это свойство можно применять в фотографии для разделения на снимке объектов, которые кажутся слишком приближенными друг к другу, и наоборот, для заполнения свободного пространства между планами, если это позволит улучшить снимок.
Проиллюстрируем данное положение на примере. Допустим, у нас есть зеленая лужайка, на которой растут цветы. Если цветы имеют красный цвет, то они очень хорошо контрастируют с зеленым и поэтому прекрасно выделяются на его фоне, создавая объем.
Если цветы имеют желтый цвет, то они находятся в гармонии с зеленым, и снимок будет казаться несколько плоским. Не менее важную роль цвета в композиции отводится насыщенности. Маленькое пятно яркого насыщенного цвета будет доминировать аналогично большому бледному участку того же цвета.
Фотографу следует помнить о том, что ряд цветов и их оттенков на снимке может казаться выступающими на передний план, в то время как другие создают эффект удаления. Для понимания этого явления представим себе световой спектр, в котором цвета расположены в их привычном порядке: красный, оранжевый, желтый и т. д.
Цвета из красной области спектра кажутся более выступающими на передний план, а цвета из фиолетовой области спектра как бы отступают на задний план снимка. Максимально сильный эффект в этом отношении создает красный цвет, поэтому его использовать фотографу нужно очень осторожно.
Использование красного цвета в композиции
Красный свет ни в коем случае не должен быть основой фона, заднего плана или принадлежать второстепенным объектам. В противном случае, он будет отвлекать взгляд зрителя от главного объекта на снимке.
С другой стороны, использование красного цвета на первом плане позволяет привлечь внимание зрителя и придать снимку некоторую глубину.
Чтобы понять более глубоко роль цвета в композиции рассмотрим еще один пример. Допустим, съемка ведется в условиях слабого освещения. В этом случае цвет может помочь создать акцент на отдельных деталях сюжета, которые будут выглядеть более объемными по отношению к остальным.
Есть еще один интересный прием, который заключается в том, что на однотонном фоне размещается один объект контрастного цвета, который при этом не нарушает равновесие в кадре.
Роль цвета в композиции сводится также к созданию определенного настроения. Снимок, который содержит большое количество деталей контрастных цветов, выглядит более живым и динамичным, а снимок, выдержанный в гармонирующих тонах, вызывает ощущение покоя.
Последний момент особенно важен в пейзажной фотографии, так как отсутствие большого количества контрастных цветов позволяет глазу легче различить оттенки гармонирующих цветов.
Типичная ошибка новичков
Начинающие фотографы часто делают одну общую ошибку, которая заключается в том, что снимок перегружается разными оттенками до такой степени, что глазу сложно выделить из этого многообразия сюжетный центр и приходится прилагать усилия для поиска опорных точек.
Таким образом, роль цвета в композиции сводится к связыванию отдельных объектов снимка, выделению некоторых из них, приданию определенного настроения. Но не стоит забывать, что неправильное использование цвета способно испортить снимок, даже совершенный в композиционном отношении.