Соотношение между объектами в кадре пейзажного снимка необходимо проверять сразу, после выбора положения главного объекта съемки. Все дело в том, что взгляд зрителя должен задержаться на основном объекте, затем переместиться на второстепенные объекты и непременно вернуться к центральному объекту, который и является сюжетным центром снимка.
На первый взгляд, кажется, что сложно таким образом организовать построение кадра, но не спешите делать выводы. Рассмотрим вышесказанное на примере. Предположим, что в правой части снимка находится дерево, у которого ветви свисают влево.
Если представить, что в левой нижней части кадра на точке пересечения воображаемых линий кадра, в его глубине находится небольшое строение или дом, то тут же возникает ощущение гармонично построенного кадра.
Глаз зрителя, скользя слева на право, задержится на дереве, затем, следуя по свисающим ветвям, переместится влево и остановится на домике, после этого вновь вернется к дереву.
В итоге, взгляд зрителя будет находиться в пределах снимка, совершая перемещения в пределах воображаемого треугольника. Что характерно, именно такое направление взгляда определяет удачную композицию.
Линия следования взгляда может представлять из себя квадрат, круг или овал, но с точки зрения законов композиции целесообразнее размещать в кадре нечетное число объектов, которые привлекают внимание зрителя.
Оптимальное количество объектов в кадре
Наиболее максимальное впечатление создается при количестве таких объектов равном трем. При этом второстепенные объекты не должны отвлекать внимание зрителя от главного объекта, их основная задача – дополнять сюжет и являться фоном.
Следует понимать, что второстепенные объекты не обязательно должны быть меньших размеров относительно главного объекта. В большинстве случаев, главный смысловой объект выделяется на снимке за счет своего расположения, освещения или цвета.
Снимок 1. В основе композиции лежит расположение дерева справа и предоставление пространства для «движения» взгляда зрителя.
В нашем примере с домом и деревом главным объектом может выступать дом, если бы он ярко освещался солнечным светом, а дерево выступало бы в качестве фона и помогало направить взгляд на дом.
Тон и цвет и их влияние на соотношение объектов в кадре
Не менее важную роль в соотношении между объектами в пейзажной композиции оказывают переходы по тону, особенно это ярко выражено на черно-белых снимках. Как правило, светлые объекты на снимке кажутся зрителю большего размера в сравнении с темными.
Если на снимке окажутся два объекта одинаковые по размерам, но разные по тону, то более заметным будет светлый, и это может совершенно испортить снимок, который с точки зрения композиции выстроен правильно.
Если один из этих объектов меньший по размеру, но имеет более светлый тон, то они могут восприниматься как равноценные в сюжете, даже если фотограф хотел выделить какой-то один из них.
Таким образом, выбирая главный объект съемки и подыскивая для него контрастирующие второстепенные объекты, фотограф должен учитывать не только размеры, но и тональность и цвета этих объектов.
Есть еще один момент, о котором начинающие фотографы в своем большинстве не догадываются – это изменение размеров объектов при изменении точки съемки. Если мы будем смотреть на два объекта, например, деревья с большого расстояния, то они могут казаться нам равными по размерам.
Снимок 2. Снимок сделан с помощью стандартного объектива на одинаковом расстоянии от обеих деревьев.
Снимок 3. Съемка произведена широкоугольным объективом, при этом одно дерево расположено ближе к фотокамере.
Если мы будем приближаться к ним, то дерево, стоящее ближе к наблюдателю, будет казаться выше дальнего. Это явление особенно усиливается при съемке широкоугольным объективом.
Таким образом, фотограф, подбирая соотношение между объектами в кадре, должен учитывать их цвет, тон, количество объектов в кадре, а также точку съемки.