В прошлой статье мы рассмотрели основные положения и способы использования воздушной перспективы в фотографии для придания снимкам эффекта объема. В этой статье мы продолжим рассматривать этот вопрос и поговорим, какие законы воздушной перспективы существуют и как их использовать в своих работах.
Освещение и законы воздушной перспективы
Посмотрите на рисунок ниже. Наличие контрового света не помогает в создании эффекта воздушной перспективы. Причина этого в том, что большие светлые пятна на первом плане нарушают логику воздушной перспективы.
Напомним, основной закон воздушной перспективы, который заключается в плавном переходе от контрастных, насыщенных и резких участков снимка к более светлым и размытым дальним планам.
Рассматриваемый снимок можно исправить, проведя кадрирование таким образом, чтобы убрать яркие светлые пятна с переднего плана.
Рассмотрим еще два снимка ниже. На них представлен пейзаж при боковом освещении. На первом снимке боковой свет осветил часть деревьев в правой части островка, но эта часть очень незначительна по отношению к основной композиции снимка, что зритель не ощущает объем пространства.
Получилась плоская картина, в которой нарушен закон воздушной перспективы, и остров с деревьями кажется «приклеенным» к фону на снимке.
На втором снимке изображен лес после дождя. Лучи света, падая слева, придают сказочный вид снимку. Светлое пятно, уходя вдаль и влево, удачно гармонирует с освещенным деревом в правой части снимка, а яркие светлые пятна на траве усиливают эффект, подчеркивая направления световых лучей.
На следующем снимке представлен типичный летний пейзаж при фронтальном освещении. Обилие насыщенного зеленого цвета на всех планах и практически одинаковая резкость сделали снимок плоским.
Потерялось ощущение воздуха летнего солнечного дня. Даже наличие воды не переломило ситуацию. Подобные снимки не являются художественными и совершенно не привлекают внимание зрителя.
Резкость изображения и законы воздушной перспективы
Чистый горный воздух, ритм очертаний горных вершин, пространство водной глади на переднем плане придают снимку ниже своеобразную красоту, но при этом он лишен воздушной перспективы.
Части изображения, находящиеся не в фокусе воспринимаются зрителем, как участки отдаленные. Например, кусок разрезанного торта на снимке ниже воспринимается очень большим, так как остальные куски оказались изображенными нерезко.
Колючка на следующем рисунке не выглядела бы такой воздушной, при резком изображении всех ее деталей.
Таким образом, мы видим, что законы воздушной перспективы позволяют получать великолепные эффекты глубины пространства на снимках. В то же время при игнорировании этих законов снимки получаются «плоскими», невыразительными и теряют свою художественную привлекательность.
Знать и уметь применять законы воздушной перспективы на практике требуют от фотографа постоянной тренировки и развитого художественного вкуса, — все это приходит с опытом.