Экспозиция при съемке пейзажа

ekspoziciya pri semke pejzazha Съёмка пейзажа

Многие начинающие фотографы даже не задумываются о том, какое влияние оказывает экспозиция при съемке пейзажа на снимок. А зря.

Сегодня автоматика нашла широкое применение практически во всех сферах нашей жизни. Пользоваться большинством устройств стало настолько просто, что мы даже не замечаем этого. Фотография также не стала исключением.

Стоит ли выбирать автоматику?

И начинающие фотографы обращают свои взоры на фотокамеры, в которых почти все или большинство функций и настроек берет на себя автоматика. Как хорошо, увидел сюжет, скомпоновал кадр, нажал кнопку и все — снимок готов!

Покупка автоматической фотокамеры в надежде на то, что она будет измерять и точно устанавливать экспозицию при съемке пейзажа и других сюжетов, не всегда оправдана. Постараемся разобраться в причинах.

Я уверен в том, что каждый человек, глядя в видоискатель фотокамеры замечает, что снимаемый сюжет имеет различные уровни яркости. Соответственно, чтобы фотокамера могла правильно передать изображение, необходимо сделать разные экспозиции для каждого участка.

Экспонометры, встроенные в фотокамеры дают усредненные значения для снимаемого сюжета, и именно его автоматика берет за основу. Нетрудно догадаться к чему приводит такой подход.

005 11

Снимок 1. Ручной экспонометр

Рассмотрим на примере, как влияет экспозиция при съемке пейзажа на снимок. Представим пейзаж, в котором два больших дерева обрамляют передний план. На среднем плане расположен домик с белыми стенами и большое пространство голубого неба с белыми облаками.

Если мы при съемке установим экспозицию по небу, то облака будут выделяться достаточно четко, а вот дом и деревья окажутся недодержанными и получатся в виде силуэтов.

Если будем устанавливать экспозицию по стенам дома, то облака в результате передержки исчезнут и на снимке выйдет совершенно чистое яркое небо со слегка голубоватым оттенком, а деревья из-за недодержки окажутся черными пятнами на переднем плане.

Если будет выбирать экспозицию по деревьям, то их стволы и ветки будут отчетливо выглядеть на снимке со всеми деталями, зато дом и небо окажутся слишком передержанными.

Возникает резонный вопрос, как выбирать экспозицию при съемке пейзажа? Ответ на этот вопрос очень простой. Фотограф, при выборе экспозиции, должен руководствоваться тем, какую художественную задачу следует решить при съемке того или иного пейзажа.

Соответственно замер экспозиции при съемке пейзажа фотограф должен проводить по тому участку, яркость которого позволяет максимально точно передать все детали изображения для успешного решения поставленной задачи. В нашем примере следует стремиться к правильному изображению дома. Однако встроенный в фотокамеру экспонометр об этом не знает и дает неверные показатели экспозиции.

Для исправления положения надо делать замеры экспозиции по яркости и устанавливать ее для сюжетного центра, а не для отдельного объекта. Если в нашем примере сделать сюжетным центром дом, то фотографу следует определить экспозицию именно для него и установить ее вручную.

Именно по этой причине для пейзажной съемки полностью автоматические фотокамеры не пригодны. В них нельзя вручную задавать параметры экспозиции при съемке пейзажа, а также выставлять чувствительность по ISO и значения экспопары.

Как правильно определить экспозицию?

Определение правильной экспозиции – дело крайне сложное для фотографа. В идеальном случае определение экспозиции производится непосредственно возле снимаемого объекта при исключении попадания света от других объектов. Но такие условия далеко не всегда возможны на практике. Как быть в этом случае?

Выйти из положения можно за счет использования «спот»-экспонометра, который имеет очень узкий угол охвата и позволяет определять яркость объекта съемки непосредственно с точки съемки. Если рядом есть объекты, имеющие такой же тон как у снимаемого объекта, то можно снять показания с них.

Если нет возможности применить рассмотренные способы замера экспозиции, то можно попытаться определить экспозицию около фотокамеры, исключив при этом свет от неба. Данный прием позволяет получить относительно точные показания экспозиции для сюжета в целом, но для сюжетного центра эти данные могут быть неточны.

Поэтому фотограф может использовать эффективный прием суть которого сводится к тому, что делается ряд снимков с разным уровнем экспозиции и затем при просмотре отбирается более подходящий. В современных фотокамерах есть специальная настройка так называемого брекетинга экспозиции.

312633 1

Снимок 2. Брекетинг экспозиции позволяет делать серию снимков с разными параметрами экспозиции

Все, что было рассмотрено относится к прямому способу измерения экспозиции, при котором экспонометр измеряет яркость света, отраженного от объекта съемки. Именно по такому принципу работает большинство ручных экспонометров, а также все экспонометры с системой ТТЛ.

Существует еще один способ определения экспозиции, который базируется на результатах измерения освещенности объекта. При этом способе измерения ведутся в свете, который падает на объект.

Технология замера заключается в следующем. На фотоэлемент экспонометра устанавливается специальная матовая насадка. Затем экспонометр помещают около объекта съемки, направляют на фотокамеру и снимают показатели.

Если невозможно приблизиться к объекту съемки для точных замеров, то можно проводить замеры с места съемки. Для этого нужно направить экспонометр назад, «от объекта» для измерения средней освещенности сюжета целиком.

Но наиболее точным способом замера экспозиции при съемке пейзажа является двукратный способ замера. Суть данного метода состоит в том, что первый раз экспонометр направляют на фотокамеру, а во второй раз – на участок, который максимально освещен.

На основании проведенных замеров определяют среднее значение и по нему выставляют экспозицию. Особенно хорошие результаты данный способ замера экспозиции при съемке пейзажа дает при контровом освещении, когда нужно показать детали переднего плана.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий