Съемка в дождливую погоду требует от фотографа иного подхода к решению задачи расчета экспозиции снимка. Мокрый асфальт, спешащие прохожие под зонтами и косые потоки дождя – сюжет, который достаточно часто фотографы воспроизводят в своих работах.
Возникает вполне закономерный вопрос, как правильно определить экспозицию для снимка подобного рода? Наиболее простой выход из ситуации – это провести прямой замер и получить относительно пригодные данные для экспозиции. В итоге, мы получим унылый пейзаж, который будет чисто протокольным.
На самом деле подобная сцена имеет очень низкий контраст. В свою очередь малоконтрастные снимки в серых тонах у зрителя не вызывают ни каких впечатлений. Поэтому для придания снимку большего выигрыша следует повысить контраст, или сделать сдвиг в сторону светлых или темных тонов.
Снимок 1. Съемка в дождливую погоду отличается малым контрастом сюжетов, что делает снимки мало выразительными для зрителя.
Уменьшение экспозиции на две ступени будет способствовать сдвигу всех тональностей на две ступени в сторону уменьшения по зонной шкале. В свою очередь это будет означать, что слабые тени на снимке будут темными, небо станет еще темнее, и вся сцена будет иметь весьма мрачный вид.
Однако, если на мокрых поверхностях и в лужах нет ярких бликов, то снимок окажется безжизненным и даже вялым. Для оживления сцены очень пригодится небольшой просвет в облаках, который способен создать игру света. Если такого просвета не предвидится, то можно попробовать увеличить контраст при последующей обработке снимка.
Снимок 2. Даже в заурядной сцене при желании фотограф может найти что-то особенное.
В целом выбор способа придания снимку большей выразительности зависит от конечной цели съемки. Большинство сюжетов, снятых в дождливую погоду выигрывают от повышения контраста и увеличения зернистости изображения. Протокольная передача сюжета при съемке в дождливую погоду редко вызывает у зрителя желаемые впечатления, поэтому некоторые эффекты следует усилить.
Выделение деталей при съемке в дождливую погоду
Фотограф, концентрируя внимание зрителя на некоторых деталях сюжета, может управлять его эмоциями. Фигура человека под зонтом на автобусной остановке, стоящего под проливным дождем, олицетворяет ненастье.
Общее впечатление снимка можно усилить, если снять крупным планом только фрагмент зонта, по которому стекают струи воды и лицо человека с капельками воды.
Снимок 3. Акцент на деталях позволяет улучшить снимок.
Рассмотрим, как правильно выбрать экспозицию для данного сюжета. Что будет более важным – темный зонт, капли воды или лицо человека? В данном рассматриваемом случае, скорее всего не лицо. Поэтому прямой замер экспозиции не подойдет.
Нам важно передать фактуру материала, из которого изготовлен зонт, и, по возможности капли дождя. Значит, следует ориентироваться на незначительную передержку в отношении темного зонта.
В обычной ситуации материал зонта был бы самой темной тональностью на снимке, возможно даже во второй зоне шкалы. Но в рассматриваемом примере больше всего подходит третья. Что в свою очередь требует увеличения экспозиции на одну ступень относительно нормальной. При этом тональности лица будут слегка светлее обычной, но зато детали будут полностью сохранены.
Таким образом, проводя съемку в дождливую погоду и зная изложенные выше положения фотограф имеет очень высокие шансы получить снимок, который будет вызывать у зрителя соответствующие впечатления.