Съемка в тумане является одним из сложных видов деятельности фотографа. Это объясняется тем, что работать приходится в условиях самого низкого контраста и, если нет солнца, то при повышенном синем тоне освещения.
В таких условиях съемки в кадр на передний план обязательно нужно вводить какой-то особо яркий, бросающийся в глаза предмет или объект. К примеру, это может быть человек, одетый в одежду ярко красного цвета. Особенно хороших результатов можно достичь, используя свет от искусственных источников: уличных огней, света фар автомобиля или солнца, пробивающегося своими лучами сквозь пелену тумана.
Снимок 1. Солнце, пробивающееся сквозь пелену тумана образует видимые световые потоки.
Солнце, стоящее высоко в небе сквозь туман выглядит как бледно-желтый диск. Опускаясь ниже, оно освещает туман красноватым светом, придавая пейзажу теплую окраску, очень похожую на сепию.
Композиция при съемке в тумане
Снимая в тумане, фотограф может использовать простые элементы композиции. Как правило, пелена тумана скрывает фон и фотокамера не может запечатлеть его элементы, а это приводит к тому, что в распоряжении фотографа оказываются всего один или два предмета для создания композиции снимка.
Туманные дни для фотографа могут оказаться очень насыщенными интересными сюжетами для съемок. В идеале в такое время снимать природные ландшафты в холмистой местности.
Снимок 2. Туман в холмистой местности создает причудливую картину.
На разных высотах картина окружающего мира будет неодинаково видна. Находясь у подножия холма, фотограф оказывается в густом тумане, а на его вершине, на чистом небе, будет видно яркое солнце. Между этими позициями для фотографа непременно будут идеальные условия съемки задуманного сюжета.
Поднявшись на вершину холма, стоит непременно внимательно осмотреться вокруг. Здесь на синем небе без облаков ярко светит солнце, а внизу из густой пелены тумана, там и тут будут выступать верхушки деревьев, крыши домов и вершины возвышенностей, до которых туман не смог добраться.
По утрам туман, как правило, начинает подниматься с поверхности водоемов. Подобный сюжет лучше всего фотографировать при умеренном контровом освещении. Такая техника съемки в тумане позволяет подчеркнуть его особенности.
Снимок 3. В условиях тумана композиция сводится до нескольких объектов в кадре.
Вечером туман может выглядеть совсем по-другому, буквально стекающим с крутых склонов холмов и гор, давая возможность фотографу запечатлеть такой необычный сюжет.
Экспозиция при съемке в тумане
Проводя съемку в тумане экспозицию можно выбирать по яркости светлых участков. Незначительная передержка может помочь слегка пробиться сквозь пелену тумана, но не стоит этим злоупотреблять. Устанавливая слишком большую экспозицию можно полностью уничтожить картину, которую создает туман.
Снимая в тумане объекты, в выборе экспозиция которых есть сомнения можно воспользоваться хитрым приемом. Замер экспозиции следует провести по яркости ладони руки и затем сделать брекетинг экспозиции от этого значения на полступени шкалы диафрагмы в каждом направлении.